Избранное »

22.09.2014 – 07:27 | 2 комментария | 15 333 views

Здравствуйте все, кто работает в Индизайне!
Извещаем вас о том, что на youtube.com начал работу канал «InDesign Мастерская вёрстки». Там уже размещены более 60 видео с полным описанием как работать с программой DoTextOK. Другие интересные темы, касающиеся работы …

Читать полностью »
Работа в InDesign

Хитрости и секреты, приемы работы, уроки

Новая версия!

Особенности новой версии Индизайна

Плагины

Описание плагинов, информация о плагинах для работы с Adobe InDesign

Скрипты

Готовые к использованию скрипты для Adobe InDesign

Скриптинг

Описание языка, приёмов и методов программирования для Adobe InDesign

Home » Работа в InDesign

Выставка ошибок верстки

Добавлено на 30.09.2021 – 20:14Без комментариев | 284 views

«Хороший дизайн легко испортить, ведь ошибки сами бросаются в глаза. И, если они обнаружены, то стано­вятся самыми заметными чертами документа. Пол­ный, ничем не замутненный смысл сообщения способ­ны донести до читателя только документы, практиче­ски свободные от ошибок. Даже незначительный де­фект макета в состоянии переключить внимание читателей на дизайн документа, тогда как им следует сосредоточиваться на его содержимом» — так начинается глава из книги «Как сделать красиво на бумаге», (2-е изд., Роджер Паркер, 2008), посвященная разбору стандартных ошибок верстки и дизайна. Думается, приведенные в ней сведения будут полезны начинающим мастерам, делающим первые шаги в нашей любимой программе Adobe InDesign.

Продолжаем дальше без кавычек материал этой главы, вставляя наши небольшие заметки по решению описываемых проблем. Погнали!

…Если сказанное кажется вам преувеличением, то по­пробуйте провести аналогию с кинематографом: представьте себе, как камера снимает панораму пейзажа, медленно переваливает через холм, и на экране перед нами предстает закат, а на периферии кадра стоит тех­ник из съемочной группы и жует бутерброд. Подума­ешь, мелочь какая — и закат и холм были и остануrся прекрасными, а техник… он и исчез из кадра почти сразу, и не видно его было совсем, разве что самую ма­лость. Но из-за этого загублена вся сцена. Зрителям дали понять, причем наихудшим из всех способов, что они всего лишь смотрят кино. Как они теперь будут сопереживать происходящему на экране?
В этой главе собраны и проиллюстрированы самые распространенные ошибки, компрометирующие ди­зайн, удачный во всех остальных отношениях.

 

Коридоры в тексте

 

Применяя выключку по формату, следите за тем, чтобы в тексте не было диагональных и верти­кальных «коридоров», образующихся при совпаде­нии пробелов в нескольких строках подряд.

Появление таких пятен обусловлено слишком больши­ми пробелами между словами, что часто бывает при выключке на формат текста, набранного крупным кег­лем и размещенного в узкой колонке. Наличие лишних пробелов после точек может усилить данный эффект.
Чтобы исправить положение, либо уменьшите размер шрифта, либо увеличьте ширину колонки, или же сде­лайте одновременно и то и другое. Кроме того, можно выровнять текст только по левому краю, оставив пра­вый неровным (однако имейте в виду, что в узких колонках эффект может получиться довольно неприглядным.­

Коридоры, образующиеся при совпадении пробелов в нескольких строках подряд.

 

Замкнутые пустоты

 

Избегайте появления «дыр» в публикации, нару­шающих естественную последовательность вос­приятия информационноzо потока.
Замкнутые пустые промежуrки между элементами по­лосы смотрятся как дыры в общей композиции рабо­ты. Они мешают читателям и разрушают гармонию текста и графики. От дыр можно избавиться, увеличив кегль шрифта в заголовках и размер иллюстрации или изменив расстановку элементов.

Замкнутые пространства разрушают гармонию текста и графики

 

Неверное расстояние между колонками

 

Ширина поля между колонками должна соответ­ствовать размеру шрифта.

Чтобы взгляд читателя не перескакивал с одной колонки на другую и равномерно двигался вниз по тексту, расстояние между ними нужно увеличивать вместе с увеличением размера шрифта.

Трудноразличимые колонки

Однако старайтесь не переборщить. Когда расстояние между колонками чересчур велико­, появляются вертикальные белые полосы, отнюдь не украшающие работу.

 

Шепчущие заголовки

 

Заголовки и подзаголовки должны быть значи­тельно крупнее, а часто ещё и насыщеннее, чем текст, к которому они относятся.

Если контраст между заголовками и текстом недостаточен, страница кажется серой. «Шепчущие» заголовки не в состоянии привлечь читательское внимание к предваряемому ими тексту.

Где тут заголовки?

 

Душные рамки

 

Между текстом и рамками должно быть достаточно свободного места.

Слишком плотная упаковка текста в рамки или слишком тугое оборачивание рамок или фотографий текстом порождают неприятное ощущение тесноты.

Сравните плотную и свободную упаковку текста в рамку

Если в публикации должно быть много врезок, ограниченных рамками, и эти элементы оформления грозят создать на её страницах тесноту, попробуйте уменьшить толщину линеек и плотность заливки. Эта мера поможет выиграть немного белого пространства и сделать страницу свободнее.

 

Прыгающий горизонт

 

Начинайте все колонки многостраничного доку­мента на одинаковом расстоянии от верхнего края страницы.

Если колонки начинаются где попало, возникает эффект «прыгающего горизонта». Неровность верхнего края страниц затрудняет восприятие текста и разрушает целостность публикации.

Неровный верхний край страницы

 

Диаграммы мелким бесом

 

Объединяйте и упрощайте представленную в диаграммах информацию.

Чтобы подчеркнуть отраженные в диаграмме действительно важные соотношения, объединяйте между собой отдельные менее существенные её части. Секторная диаграмма, например, выглядит слишком запутанной, если число секторов в ней больше шести. Для упрощения диаграммы слишком узкие сектора можно сгруппировать.

Сравните читаемость текста на диаграммах

 

Заголовки на дне

 

Следите за тем, чтобы заголовки не оказывались слишком близко от нижнего края колонок.

Если от края страницы заголовок отделяют всего од­на-две строки текста, он выглядит «утонувшим», и ка­жется, что продолжение ведет в никуда.

Проверить текст и отследить наличие заголовков внизу страницы поможет программа DoMakeupOK Михаила Иванюшина.

Заголовок внизу страницы

 

Заголовки в свободном полете

 

Располагайте заголовки ближе к тому тексту, который они предваряют, и дальше от предшествующего текста.

Выразительность и действенность заголовка снижаются, если читатель не может сразу же определить, к какому тексту он относится.


Гармоничность сочетания отбивок у заголовков достигается путем: привязывания основного текста к базовой сетке, использованием локальной сетки, использованием скриптов для выполнения вычислительной работы по оформлению заголовков. Подробнее читайте на нашем сайте материал Музыка заголовков-2021.

 

Лишние рамки и линейки

 

Не злоупотребляйте рамками и линейками.
Из-за слишком большого количества рамок и линеек страница кажется разбитой на ряд отсеков. Особенно часто этим страдают информационные бюллетени, по­скольку при их оформлении модульные сетки исполь­зуются наиболее интенсивно. Результатом такой прак­тики становятся «заорганизованные» документы, ко­торые трудно читать.

Точно так же избыток горизонтальных линеек нарушает естественную композицию полосы.

 

Текстовые блоки неправильной формы

 

Новаторские приемы в оформлении текстовых бло­ков приемлемы, только если они отвечают назна­чению публикации и текст сохраняет читаемость.

Придать тексту форму ромба, облачка или северного оленя — это, конечно, здорово, однако спецэффекты подобного рода способны существенно ухудшить эффективность передачи сообщения в целом.

И как тут его внизу читать?

Легче всего читать текст, выровненный по левому краю. Если строки не имеют постоянной границы сле­ва, то на чтение уходит больше времени, поскольку всякий раз приходится заново искать глазами начало.

 

Похожие гарнитуры

 

Шрифтовые гарнитуры, используемые в одной пуб­ликации, должны заметно отличаться друг от друга.

Если заголовок и основной текст предполагается наби­рать разными шрифтами, подыщите контрастную пару гарнитур. Использовать слишком похожие гарнитуры не рекомендуется.

 

Злоупотребление поворотом текста

 

Повернутый текст лучше всего подходит для ко­ротких лозунгов, или заголовков-приманок.

Такой текст очень трудно читать, особенно если его много или он набран мелким шрифтом. Читателям придется наклонять голову, вертеть документ или пропускать такие места.

 

Подчеркивание

 

Подчеркивание ухудшает читаемость текста.

Замените подчеркивание полужирным или курсивным начертанием. Избыток подчеркивания создаёт ощущение беспорядка и путаницы. При этом часто теряются нижние выносные элементы литер, буквы становится труднее узнать, и слова хуже читаются.

Сравните, насколько приятнее глазу видеть текст без подчеркивания

Если отказаться от подчеркивания никак нельзя, то хотя бы минимизируйте эффект перечеркивания нижних выносных элементов букв способом, описанным ранее на нашем сайте в материале Подчеркивай — не перечеркивай.

 

Висячие строки

 

Избегайте появления висячих строк в тексте, соз­дающих некрасивые разрывы в колонках.
Висячими называют начальные строки абзаца, распо­ложенные в конце колонки, или концевые строки абзаца в начале колонки.

Для удаления висячих строк лучше всего отредактиро­вать текст, а можно отрегулировать промежутки между символами и словами или иначе расставить переносы.

Для поиска висячих строк хорошо подходит скрипт DoMakeupOK, о котором мы уже здесь упоминали.

 

Неодинаковые отбивки

 

Следите за постоянством отбивок между элемен­тами, составляющими рекламное объявление или другой документ.

Даже малейшие отклонения от установленной величины отбивок сообщают работе небрежный вид, и содержа­щееся в ней сообщение воспринимается как малозначительное и недостойное серьезного внимания. Особенно следите за постоянством отбивок заголовков от основного текста:

 

Рамок от текста:

 

Подрисуночных подписей от иллюстраций:

 

Иллюстраций от основного текста:

Иллюстрации в газетах, журналах, книгах должны размещаться с учётом строк основного текста. Часто рисунок помещается на полосу без понимания, по какой линии шрифта выровнять хотя бы один горизонтальный край рисунка. До недавнего времени не было инструмента, позволяющего так изменить вертикальный габарит рисунка, чтобы и верх и низ шли по линиям шрифта (базовая линия, линия нижних выносных элементов, линия верха прописных букв, линия высоты строчных букв). Сейчас эту задачу решает скрипт Михаила Иванюшина ChangeFrameVerticalSize по визуальному сочетанию текста и картинки.

Ситуация: в тексте размещена на краю полосы иллюстрация, и надо сделать, чтобы от текста до рисунка было одинаковое расстояние. Имеющиеся в InDesign установки обтекания в панели «Обтекание текстом» совсем не гарантируют, что после выставления одинаковых значений отступа картинка будет отстоять от текста на одинаковом расстоянии. И в рамках штатных возможностей InDesign для решения этой задачи остаётся только метод подбора. Но это весьма затратный по времени метод. Если стоит задача сделать так, чтобы между текстом и картинкой со всех сторон было одинаковое расстояние, то вместо мучений с непредсказуемым результатом работы панели «Обтекание текстом» можно запустить скрипт MakeEqualAroundSpaces (автор Иванюшин М.) и получить нужный результат несколькими нажатиями кнопки мыши.

 

Слишком большой абзацный отступ

 

Величина абзацного отступа должна быть согласована с кеглем шрифта и шириной колонки.

По умолчанию текстовые процессоры и программы верстки часто устанавливают слишком большой абзац­ный отступ. Для широких колонок и крупного шрифта
требуется больший абзацный отступ, чем для узких колонок и мелкого шрифта.

Задача определения оптимального размера абзацного отступа еще в 2010 году рассматривалась на нашем сайте, и было найдено решение и с помощью скрипта, и с помощью MS Excel.

 

Слишком много переносов

 

Если в тексте получается слишком много переносов, отрегулируйте параметры режима их автоматической расстановки или переключитесь на ручной режим.

Избыток переносов возникает при малой ширине колонок. Для решения этой проблемы есть несколько путей: уменьшение размера шрифта, увеличение ширины колонок, переход на ручную расстановку переносов или замена выключки на формат выключкой в левый край.

Программы верстки обычно позволяют увеличить зону переноса, то есть разрешить, оставлять в конце строк более длинные слова, однако это может привес­ти к чрезмерному увеличению межсловных пробелов.

При работе в ручном режиме вы самостоятельно решаете, какие слова разбиваются на части, а какие переносятся на новую строку целиком.

 

Логотип и адрес в тесноте

 

Составляйте композицию рекламного объявления в направлении снизу вверх.

Иногда бывает довольно сложно рассмотреть логотип фирмы и прочесть ее адрес, номер телефона и другую контактную информацию, поскольку эти элементы
часто рассматриваются как второстепенные, и ими занимаются в последний момент.

Чтобы с вами такого не случилось, приучитесь начи­нать подготовку публикации с логотипа и других важных сведений — по крайней мере, поместите их на полосу вначале, а не в конце работы.

Многие дизайнеры заранее создают себе готовый графический файл, где содержится правильно расположенный логотип, адрес и другая информация. Такой файл можно легко вставить в любое рекламное объявление, листовку или другой документ одной командой.

 

Похожие иллюстрации

 

Установите визуальную иерархию фотографий и ри­сунков, изменяя их форму и размеры.
Размер иллюстрации должен соответствовать ее относительной важности. Старайтесь соблюдать это правило, иначе читатели не поймут, куда надо смотреть в первую очередь.

 

Переизбыток шрифтов

 

Не создавайте винегрет из различных гарнитур, кеглей и начертаний.

Когда на полосе слишком много гарнитур — а это одна из наиболее распространенных ошибок дизайна печатных изданий, документ выглядит путанным и непрофессиональным. Расположите информационные блоки в соответствии с их важностью и используйте для набора лишь несколько тщательно подобранных шрифтов. Помните, что каждая новая гарнитура, кегль или начертание замедляют процесс чтения. Применение нескольких гарнитур требует чувства меры.

Другая крайность: недостаточное разнообразие гарнитур тоже может испортить дизайн. Если на странице много текста, причем кроме заголовков есть и основной текст и всё набрано одной гарнитурой, то выглядеть это будет довольно скучно. Кроме того, непросто будет выделить важную информацию.

 

Неровно стоящие элементы

 

Выравнивайте все элементы полосы относительно друг друга.

Наличие логики и последовательности в ровной расстановке всех элементов оформления — заголовков, иллюстраций и т.п. отличает профессионально выполненную работу от неумелой поделки. Колонки и графику выравнивайте по вертикали. Подзаголовки, линейки, рамки, маркеры списков и прочие детали помещайте на базовой линии сопровождаемого ими текста.

 

Недостаточный контраст между текстом и другими элементами

 

Старайтесь добиться максимального контраста между текстом и фоном.
Недостаточный контраст мешает отделить текст от фона. В этом смысле опасны темные плашки и графика с темным фоном, лежащая под текстом, а также некоторые сочетания цветов, способные ухудшить читаемость текста.

 

Ненужные спецэффекты

 

Не злоупотребляйте декоративными шрифтами и специальными графическими эффектами.

Выразительный и ясный дизайн нельзя заменить ничем. Применение специальных эффектов ради них самих делает публикацию несерьезной и вымученной. Кроме того, отдельные компьютерные эффекты сильно затрудняют процессы восприятия и усвоения информации.

 

Нагромождение картинок

 

Не подменяйте содержание публикации рисунками и фотографиями и не допускайте, чтобы обилие графики мешало восприятию информации.

Рисунки и фотографии должны помогать восприятию документа, облегчая понимание сложной информации. Не наводняйте документ иллюстрациями, демонстрируя свои художественные способности, только потому, что у вас есть доступ к обширной коллекции картинок (сканированных, из клип-арта, фотографий или рисованных).

 

Теснота на полосе

 

Публикацию, в которой нет ни клочка свободного места и в каждый уголок которой втиснута какая-нибудь информация, очень трудно читать.

На полосе, забитой под завязку, очень трудно что-нибудь найти, а читать ее — просто каторга. Изыщите способы добавить белое пространство в свою публикацию.

 

Серые страницы

 

Если читатель не имеет особого интереса к публикации, ему скорее всего будет неохота смотреть на страницу, сплошь покрытую текстом.

Имейте в виду, что «серые» страницы как бы визуально предупреждают о том, что процесс чтения займет немало времени. И каким бы увлекательным ни было содержание документа, читатель может просто не захотеть разбираться с ним.

 

Cлишком темный или сложный фон

 

Фон никогда не должен конкурировать с текстом.

Оформляя врезки и рамки с фоном, не делайте их тёмными или сложными. Особенно если фон располагается за большими блоками текста. Тёмный фон, сложные узоры могут ухудшить читаемость текста.

 

Картинки, закрывающие важный текст

 

Иллюстрации не должны мешать.

Элементы, украшающие начало главы или информационного бюллетеня, не должны закрывать текст, помогающий ориентироваться в содержимом документа.

 

Засилье одноликой серости

 

Важные участки текста нередко форматируются особым стилем, одинаковым для всей публикации, при этом в оформлении часто задействуются графические элементы. К таким участкам относятся советы, предупреждения, примечания, справочная информация и т.д. Их участие в оформлении книг аналогично роли специй в кулинарии: положишь слишком много, и блюдо испорчено. Если они встречаются слишком часто, то перестают действовать должным образом.

Продолжение следует…

Если материал этой главы служит вам руководством в проверке вашей публикации, и вы не нашли ни одной ошибки, то примите поздравления! Вам удалось избежать стандартных ошибок, что поднимает вашу публикацию на уровень «выше среднего». Однако документ, в котором нет ошибок, не становится эффективным автоматически, просто в нем заложен потенциал к улучшению.

 

Оставить комментарий!

Вы должны быть в системе чтобы оставить комментарий.