Оптимальный интерлиньяж. Калькулятор
К выбору расстояния между строками надо относиться очень внимательно, потому что как слишком длинные или слишком короткие строки влияют на удобочитаемость, так и интерлиньяж определяет вид полосы набора и, соответственно, удобочитаемость текста. Слишком тесно набранные строки снижают темп чтения, потому что верхняя и нижняя строчки оптически сливаются и читаются вместе. Глазу не удается сосредоточиться на одной линии шрифта так, чтобы читать только одну строку, не «за хватывая» одновременно соседние. Читатель отвлекается и быстрее устает. Это относится и к строкам с чересчур большим интерлиньяжем. Читатель с трудом находит продолжение текста на следующей строке, неопределенность возрастает, и вскоре приходит усталость. Правильный интерлиньяж помогает оптически вести глаз от строки к строке, придает устойчивость и уверенность, ритм чтения быстро стабилизируется, текст легче читается и лучше запоминается. Если не надо тратить усилия на чтение, смысл слов проясняется, они кажутся выразительнее и точнее, лучше врезаются в память. Правильный выбор интерлиньяжа — один из важных факторов, необходимых для достижения гармонии, функциональности и вневременной красоты в типографике.
Какие же рекомендации можно найти в интернете по правильному выбору межстрочного расстояния? Вот некоторые из них.
1. По стандарту и из соображений удобочитаемости интерлиньяж обычно составляет 120 % от размера кегля использованного шрифта — таким образом, если текст набран кеглем в 10 пунктов, то интерлиньяж должен составлять около 12 пунктов. В случае, если использовано меньшее значение, строки текста будут слишком плотно расположены, а в случае, если интерлиньяж слишком велик, текст будет смотреться разорванным и не принадлежащим одному текстовому блоку.
2. На интерлиньяж влияет множество факторов: гарнитура, размер шрифта, его полнота, длина строки, расстояние между словами и т.д. Чем длиннее строка, тем больше интерлиньяж. Чем больше размер шрифта, тем меньше интерлиньяж. Хорошее правило – устанавливать интерлиньяж на 2-5pt больше, чем размер шрифта, в зависимости от гарнитуры. Так что если шрифт 12pt, то интерлиньяж должен быть в 15 pt или 16 pt.
3. Межстрочный интервал в тексте обычно больше кегля; как правило, он составляет не менее 115% кегля. Такая пропорция основана на необходимости дополнительного места для диакритических знаков, имеющихся во многих европейских языках. Межстрочный интервал выбирается и из эстетических соображений: текст читать легче, если между строчками есть пустое пространство.
4. Артемий Лебедев: (http://artgorbunov.ru/bb/soviet/20140310/)
Интерлиньяж — это функция кегля, длины строки и формата. Чем длиннее строка по количеству слов, тем больше должен быть интерлиньяж. И наоборот, слишком узкая колонка из коротких строк уродливо смотрится даже со стандартным интерлиньяжем. В таком случае интерлиньяж допускается немного уменьшить.
Как видите, достаточно всё неопределенно, нет конкретных рекомендаций по выбору межстрочного расстояния в зависимости от длины строки и размера шрифта.
Чтобы проиллюстрировать всё вышесказанное, рассмотрим несколько рисунков, в которых один из параметров остается неизменным, а второй — изменяется.
Вверху текст размером 13 пт и межстрочным расстоянием 16 пт. Внизу при том же интерлиньяже размер текста увеличен до 16 пт. Если вверху промежутки между строками кажутся достаточно свободными, то внизу уже текст смотрится тесноватым. Из чего можно заключить, что при увеличении кегля следует также пропорционально увеличивать межстрочное расстояние, чтобы поддержать геометрические пропорции.
На следующем рисунке размер шрифта и интерлиньяж одинаковы, но ширина текста внизу в 2 раза больше.
Удобочитаемость этих отрывков отличается из-за разной ширины текста. Поскольку в нижней части длина строки больше, становится более трудным выполнить возврат глаз от конца одной строки к началу другой без компенсации этого процесса увеличением межстрочного расстояния. Этот факт подтвержден исследованиями Mary C. Dyson (University of Reading) — «Long line lengths are said to need more interlinear spacing to ensure that the eyes locate the next line down accurately when executing a return sweep…», т.е. увеличение ширины текста требует увеличения межстрочного расстояния при одинаковом кегле шрифта.
Но как это математически выразить?
Ответ на этот вопрос проще, чем кажется на первый взгляд, потому что природа дала нам замечательный закон для красивой и эффективной соразмерности. Он проявляется в растениях, животных, формах галактик и даже в ДНК. Эта концепция соразмерности настолько распространена, что люди заметили её тысячи лет назад и используют в искусстве и архитектуре на протяжении всей истории. Конечно же речь идет о золотой пропорции.
Попытаемся применить её и для нашего случая по подбору оптимального межстрочного расстояния.
Мы уже пришли к выводу, что межстрочное расстояние I и размер шрифта F связаны между собой пропорционально. Это можно выразить таким соотношением:
I = F × k
Очевидно что под коэффициентом k следует понимать золотую пропорцию. Но, к сожалению, этого пока недостаточно. Потому что не учтен еще один параметр — длина строки, которая также влияет на восприятие текста.
Проблема в том, что мы не знаем точное соотношение между длиной строки и межстрочным расстоянием. Мы знаем точно, что длина строки w значительно больше, чем интерлиньяж I. С помощью базового математического моделирования можно сделать обоснованное предположение, что взаимосвязь между оптимальным межстрочным расстоянием и длиной строки является экспоненциальной. Вот простейшее уравнение, чтобы выразить это:
w ≈ I²
Имея математические соотношения, уже можно попытаться расчитать оптимальные размеры текста. Немного напрягает «базовое математическое моделирование», про которое мы не имеем никаких подробностей, но будем надеяться, что оно проведено достаточно скурпулезно. Найденная математическая модель нашла своё воплощение в виде калькулятора и была размещена на сайте Golden Ratio Typography Calculator.
Если ввести только размер шрифта, калькулятор покажет вам оптимальные межстрочное расстояние и длину строки.
Если Вы введете только длину строки (Content width), то калькулятор покажет Вам лучшие комбинации интерлиньяжа/размера шрифта для этой ширины.
Если Вы введете размер шрифта и длину строки, вы получаете набор типографских параметров:
Оптимизированные параметры для данного размера шрифта и ширины текста;
Лучшие параметры для для данного размера шрифта и ширины текста;
Вторичные лучшие параметры;
Оптимальные параметры.
Поскольку калькулятор ориентирован для подбора типографских параметров при проектировании сайтов, то размеры для него вводятся в пикселах. Нам же для расчетов ничего не мешает мысленно заменить пикселы на пункты, так как важны не абсолютные значения, а соотношения между ними…
Я взял ранее сверстанную книгу А5 формата, где ширина основного текста была 317 пт, размер шрифта — 10 пт и межстрочное расстояние 12 пт. Исходя из этих данных я рассчитал оптимальный интерлиньяж, который оказался равным 17 пт. Конечно, с таким интерлиньяжом мне книги никто не позволит верстать. Может быть, только какие-нибудь вставочки, врезочки… А вы, дорогие наши читатели, что об этом обо всём думаете?
Источник: http://www.pearsonified.com/2011/12/golden-ratio-typography.php
я вот журналы делаю, англоязычные, формат страницы — а4, 3 колонки… шрифт основного текста — Myriad Pro 10pt / 11pt т.е. 110% интерлиньяж, и все вроде нормально
для сайтов и книг видимо надо больше размер шрифта и интерлиньяж, а для журналов 10/11 — то, что надо
Почему вы пишете Артемий Лебедев, а цитируете и ссылаетесь на Горбунова?
Это материал под ссылкой поменялся. На момент публикации статьи всё было нормально. Придется ссылку убить.