Избранное »

22.09.2014 – 07:27 | 2 комментария | 27 538 views

Здравствуйте все, кто работает в Индизайне!
Извещаем вас о том, что на youtube.com работает канал «InDesign Мастерская вёрстки». Там уже размещены более 70 видео с полным описанием как работать с программой DoTextOK. Другие интересные темы, касающиеся работы …

Читать полностью »
Работа в InDesign

Хитрости и секреты, приемы работы, уроки

Новая версия!

Особенности новой версии Индизайна

Плагины

Описание плагинов, информация о плагинах для работы с Adobe InDesign

Скрипты

Готовые к использованию скрипты для Adobe InDesign

Скриптинг

Описание языка, приёмов и методов программирования для Adobe InDesign

Home » toplist, Работа в InDesign

Об определении оптимального размера абзацного отступа, продолжение

Добавлено на 16.09.2009 – 18:0810 комментариев | 6 078 views

По просьбе одного из посетителей сайта идея выбирать вид свободного пространства рядом с первой строкой абзаца реализована в виде скрипта.
Программа имеет русский и английский интерфейс, выбор выполняется комментированием одной из первых двух строк программы.
При написании скрипта найдена более точная формула вычисления свободного пространства, поэтому хранившийся в архиве excel-файл больше не нужен и он удалён.

Программа считывает параметры стиля абзаца, в котором сейчас курсор, вычисляет, каким должен быть размер абзацного отступа, чтобы пустое пространство слева от первой строки абзаца было близко к квадрату или пропорционально полосе набора, и переопределяет значение First Line Indent в описании стиля.
Если люди задумываются о пропорциях абзацного отступа, а не берут его с потолка, с большой вероятностью можно утверждать, что в их верстке не может быть такого, чтобы в тексте статьи, таблицах и сносках были одни и те же стили.
Наверняка для каждого из этих случаев будут свои наборы стилей. Поэтому принято решение искать абзацы не везде, а только там, где они ожидаются. При запуске программы определяется, где стоит курсор или выделен текст — в статье, таблице или сноске. В первом случае скрипт проходит по статье, во втором по всем таблицам, в третьем по всем сноскам и поправляет отступ первой строки для каждого абзаца с тем же стилем.
При обработке первых строк абзацев учитывается, что их первым символом может быть буквица (символьный стиль первой буквы абзаца отличен от [None]), или в начале абзаца размещен заякоренный объект. В этом случае величина абзацного отступа не изменяется.
Поддерживаются такие единицы измерения размеров: миллиметры, сантиметры, пункты, пайки, цицеро и дюймы.
Выбранные установки запоминаются в файле FirstLineOfParaView.ini и обновляются после каждого запуска программы.
SpaceBeforeFirstPara


This script reads the parameters of selected paragraph and calculates the right size of first line indent.
An empty space left first line of paragraph should be as square for common books, uniform to tape of area (as portrait) for multicolumn editions, and uniform to tape of area (as landscape) for album editions.
If user thinks about right first line indent, it means he (she) understands typographics, it’s possible to guess what his (her) makeup has special style sets for story, tables and footnotes. Therefore scripts defines a text object where cursor was placed — in story, footnote or cell — and searches the paragraphs in selected text object. Program corrects first line indent of paragraphs having the same style as selected one.
If special character style is applied to first letter of paragraph to make drop cap, or there is an anchored object at start of paragraph, a first line indent in this case is not changed.
For horizontal and vertical rules supported such units: points, inches, inches decimal, picas, cicero, millimeters, centimeters.
All settings are kept in FirstLineOfParaView.ini and updated after every program run.
To show all menu and messages in English need to comment first line and comment out second line of the program.

Скачать (download)


Это, собственно, не жесткая рекомендация, а просто изложение давно найденного решения как размеры абзацного отступа могут соотноситься с размерами шрифта и интерлиньяжа.

Мне нравится такой абзацный отступ, когда в свободное пространство слева от нового абзаца близко к квадрату.

Вот пример оптимального, на мой вкус, абзацного отступа:

А вот примеры чрезмерно широкого отступа:

и невыразительно узкого отступа:

Зная размер шрифта и межстрочного расстояния совершенно не сложно вычислить, каким должен быть абзацный отступ. В программе Расчет абзацного отступа.xls это «Квадратный» отступ, он вычисляется на базе введенных значений высоты шрифта и интерлиньяжа.

Размер отступа вычисляется так:

Размер отступа = (B7+(B7-B6)+(B7-B6)/2+(B7-B6)/4)*B1

Такая полуэмпирическая формула подобрана в процессе экспериментирования с разными шрифтами.

Вычисленное значение надо поместить в поле First Line Indent в описании стиля параграфа.

Иногда требуется отойти от этого квадрата в пространстве абзацного отступа. В альбомных изданиях оправдан вытянутый по горизонтали  абзацный отступ, но его пропорции не должны быть случайными, их надо привязать к габаритам одного из элементов полосы. Назовем этот определяющий пропорции элемент эталоном. Теперь надо указать высоту и ширину эталона, и использовать в свойствах абзаца значение «Пропорционального» отступа.

Михаил Иванюшин

Скачать файл Расчет абзацного отступа.xls с программой расчета.

10 комментариев »

  • Идея с квадратом интересная, но зачем расчеты? Под квадрат здесь можно подогнать и на глаз.

  • iv-mi:

    Так затем и расчёты, что уже надоело подгонять на глаз. :))
    Наличие инструмента расчета экономит время и дает точный, а не на глазок, результат.
    И не всегда квадрат оправдан, в двухколоннике он смотрится тяжело, поэтому в этом случае я беру за основу (эталон) размеры страницы.

  • virshin:

    мне кажется, это всё слишком сложно, надуманно и неправильно — давно известно, что оптимальный абзацный отступ — отступ в круглую. круглая в индизе — shift+ctrl+m…

  • iv-mi:

    Я не согласен, что круглая — это оптимальный абзацный отступ. Да, в руководствах по горячему набору есть указания, что абзацный отступ должен быть на круглую, но посмотрите хорошо сверстанные книги того времени, в них пространство слева от абзацного отступа очень близко к квадрату. И оно заметно больше круглой. Видимо, это обусловлено тем, что круглая шпация вкупе с заплечиками на бумаге дали большее белое пространство, нежели просто одна круглая шпация.
    Во-вторых, как Вы собираетесь обозначать абзацный отступ?
    Из Вашего поста можно сделать вывод, что каждый абзац будет начинаться круглой шпацией. 🙂 Но Вы конечно, не так делаете.
    А как Вы делаете? Пересчитываете размер круглой в миллиметры, и это значение становится величиной абзацного отступа? Очень сильно сомневаюсь.
    Но даже если пойти по этому пути, отступ получается невнятным, не таким четким, как можно видеть у мастеров горячего набора.
    Инструкции и руководства хороши, но надо понимать, что за ними стоит, какая технология. Сейчас шрифты стали уже, набор плотнее, и ширина круглой, на мой взгляд, уже недостаточна для обозначения абзацного отступа. Именно поэтому и мне захотелось найти формулу, объединяющую интерлиньяж и размер кегля, чтобы, воспитанный хорошими книгами глаз не спотыкался на абзацах шириной в половину или три четверти буквы.

  • virshin:

    я делаю на круглую и чуть-чуть больше.
    получается хорошо 🙂

  • Мне не очень понятен смысл вычисления столько громоздкой формулой, когда аналогичного результата добиваешься, применяя в качестве значения отступа первой строки значение в полтора кегля. Тупо набираешь в стиле: 12*1,5 pt, получаешь 18 pt. Отступ и при 110%, и при 120% автоинтерлиньяже (и близких к ним «ручным» значениям) будет близок к «квадрату».
    Это первое.
    И второе. Почему именно квадрат? Что вся полоса как-то гармонизируется по квадрату? Как значение отступа связано с остальными элементами?

  • iv-mi:

    Если Ваш метод тоже дает величину, пропорциональную квадрату, значит, это еще один способ решения одной и той же задачи. Но не согласен, что формула громоздкая — в комментарии написано, что «При написании скрипта найдена более точная формула вычисления свободного пространства»:
    myAtFirstLineSpace = myLine2 — myLine0 — myPointSize/2,
    myLine0 — координата Y первой строки абзаца,
    myLine2 — координата Y третьей строки абзаца
    myPointSize — кегль
    Привязка к координатам сделана для того, чтобы уйти от учета отступов до и после, и привязки к базовым линиям. Значения myLine2 и myLine0 будут уже с учетом всех этих величин.
    И что тут громоздкого? 🙂

    Что касается «квадратности» свободного пространства рядом с первым абзацем, просто так сделано в большинстве художественных книг, прочитанных в детстве. Видимо, у меня глаз так воспитан, что заметно меньшее или большее значение отступа в книгах воспринимается как нарушение гармонии полосы.
    А в журналах с узкими колонками такой отступ смотрится дырой. Чтобы как-то упорядочить выбор абзацного отступа в этом случае, я постепенно пришел к решению делать его пропорциональным полосе набора.
    Но я не навязываю свои правила, просто делюсь опытом. Всяк волен поступать, как он хочет, главное, чтобы сделанный выбор был объяснимым. Ваше «*1,5» — это тоже достойное решение, и его кто-то возьмет на заметку.

  • Михаил, я ориентировался на формулу, приведенную в тексте поста (скрипт не качал). Изящной она не выглядит 🙂

    Что касается «квадратности». Я-то этим интересуюсь в контексте последнего своего увлечения-разработки — GridMaker’а. Мне (возможно, по наивности) кажется, что гармонизировать один элемент верстки не имеет никакого смысла. Мне представляется необходимым создание в публикации единого ритма или комплекса взаимосвязанных ритмов.
    Ваше пропорциональное отношение абазцного отступа к ширине колонки, по-моему, тоже преследует цель создание ритма. Однако опять же это связь всего лишь двух элементов полосы, а как они согласуются с другими?

  • iv-mi:

    Виталий, желание сделать квадратным белое пространство рядом с первой строкой абзаца — дань традициям горячего набора.
    Да и нравятся мне такие отступы. Так сложилось.
    «пропорциональное отношение абзацного отступа к ширине колонки, по-моему, тоже преследует цель создание ритма» — знаете, во время работы в «Молодой гвардии» я пытался делать макеты на базе золотого сечения. У меня ничего не вышло — не удалось связать пропорцией золотого сечения все поля и формат полосы.
    А когда абзацный отступ делался вертикальным в пропорции золотого сечения, он получался таким узким, что это отбивало желание искать решение.
    И в довершение всего были ГОСТы, регламентировавшие форматы бумаги и полосы набора, в основе которых лежит пропорция корня из двух.
    Согласен, что решение надо искать в «комплексе взаимосвязанных ритмов».
    Мне кажется, в книгах (не двухколонниках) поле рядом первой строкой абзаца должно быть квадратным всегда, независимо от того, золотое сечение, корень из двух, или какая другая пропорция лежат в основе поиска гармонии построения разворота книги. Именно разворота, не страницы, ну Вы понимаете.
    И размер шрифта и интерлиньяжа не должен никак быть связан с выбранной пропорцией построения гармоничной полосы.
    Только что пришло в голову, что в Excel есть возможность поиска ответа последовательностью итераций. Помню, что были задачи, которые именно так и решались.
    Что, если, допустим, вернуться к пропорции золотого сечения, и, скажем, попробовать найти средствами Excel (или JavaScript) решение такой задачи:
    Даны:
    — ширина и высота страницы;
    — минимальные и максимальные значения всех полей — корешкового, в головке, наружнего и нижнего.
    Найти значение размеров полосы набора, чтобы ее стороны были пропорциональны золотому сечению; в этой же пропорции были пары верхнее + нижнее поле и внешнее + корешковое поле.

  • Есть такой любопытный материал: http://www.bachgarde.com/html/works/gridsystem.html
    Правда, аглицкий.

Оставить комментарий!

Вы должны быть в системе чтобы оставить комментарий.